1
Вопросы / Questions / Тонкомпенсация наоборот
« on: January 17, 2020, 11:45:06 »
На днях обнаружил тонкомпенсацию и заинтересовался. После прочтения соответствующей архивной темы https://www.aimp.ru/forum/index.php?topic=33951.120 у меня бомбило так, что аж давление поднялось! И хоть мне данный функционал ни к чему - мимо такого фэйла я молча пройти не могу! Просто справедливости ради.
Коротко: При увеличении громокости (а не уменьшении) нужно снижать уровень средних частот (или наоборот поднимать низ и верх).
Прежде чем дать теоретическое объяснение, основанное на пресловутых кривых равной громкости, я предлагаю всем сомневающимся провести эксперимент. Возьмите мощную акустическую систему, настройте АЧХ в горизонтальную линию как у студийных мониторов ближнего поля и послушайте на концертной громкости, ну скажем 90-95 dB. Прежде чем вы умрёте от кровоизлияния в мозг, вызванного избытком средних частот (особенно в районе 2,5-3 кГц) вы возможно успеете задать вопрос: "А где басы?".
Я много лет работаю концертным звукорежиссёром и всегда когда есть возможность, проверяю АЧХ на новой площадке. Всегда и везде картина качественно одинаковая: Горб на низах и верхах и провал в середине.
А теперь немного теории

Кривые равной громкости - это не Амплитудно-Частотная Характеристика. Они показывают ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ человеческого уха к разным частотам на разной громкости. Слух, как известно, нелинеен и на разной громкости мы субъективно слышим разный баланс низких, средних и высоких. Посмотрите внимательно на картинку. Чем ниже кривая - тем тише звук. Теперь оцените разницу чувствительности для низких и средних частот (скажем 60 Гц и 1000 Гц). Для кривых, соответствующих низкому звуковому давлению, разница будет порядка 24 дБ, тогда как для "громких" кривых уже порядка 7 дБ (!!!).
О чём это говорит?
При повышении громкости чувствительность к средним частотам (относительно низких и высоких) возрастает!
А следовательно их относительный уровень надо уменьшать.
И ещё немного поясню для лучшего понимания. Формы кривых по отдельности ничего не могут нам сказать о характере звучания - только в сравнении их одна с другой.
У меня всё.
Коротко: При увеличении громокости (а не уменьшении) нужно снижать уровень средних частот (или наоборот поднимать низ и верх).
Прежде чем дать теоретическое объяснение, основанное на пресловутых кривых равной громкости, я предлагаю всем сомневающимся провести эксперимент. Возьмите мощную акустическую систему, настройте АЧХ в горизонтальную линию как у студийных мониторов ближнего поля и послушайте на концертной громкости, ну скажем 90-95 dB. Прежде чем вы умрёте от кровоизлияния в мозг, вызванного избытком средних частот (особенно в районе 2,5-3 кГц) вы возможно успеете задать вопрос: "А где басы?".
Я много лет работаю концертным звукорежиссёром и всегда когда есть возможность, проверяю АЧХ на новой площадке. Всегда и везде картина качественно одинаковая: Горб на низах и верхах и провал в середине.
А теперь немного теории

Кривые равной громкости - это не Амплитудно-Частотная Характеристика. Они показывают ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ человеческого уха к разным частотам на разной громкости. Слух, как известно, нелинеен и на разной громкости мы субъективно слышим разный баланс низких, средних и высоких. Посмотрите внимательно на картинку. Чем ниже кривая - тем тише звук. Теперь оцените разницу чувствительности для низких и средних частот (скажем 60 Гц и 1000 Гц). Для кривых, соответствующих низкому звуковому давлению, разница будет порядка 24 дБ, тогда как для "громких" кривых уже порядка 7 дБ (!!!).
О чём это говорит?
При повышении громкости чувствительность к средним частотам (относительно низких и высоких) возрастает!
А следовательно их относительный уровень надо уменьшать.
И ещё немного поясню для лучшего понимания. Формы кривых по отдельности ничего не могут нам сказать о характере звучания - только в сравнении их одна с другой.
У меня всё.